С 2021 года государство совместно с представителями общественности и бизнеса реализует эксперимент по разрешительной деятельности. Куратором этого проекта выступает заместитель председателя Правительства РФ — руководитель аппарата Дмитрий Григоренко. В проекте участвуют 44 федеральных органа власти, две госкорпорации, 43 группы от экспертного и делового сообществ. Итогом эксперимента стал перевод 413 услуг для граждан и бизнеса в онлайн и почти двукратное сокращение сроков их оказания. Об этом статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев рассказал на совещании по вопросу оптимизации процессов в сфере разрешительной деятельности в Общественной палате РФ.
По словам Алексея Херсонцева, за прошедшие четыре года с начала эксперимента на портал «Госуслуги» выведено 413 услуг, в том числе 51 услуга по лицензированию и 372 вида иных разрешений. Одновременно почти в два раза сократились как срок оказания услуг (в среднем с 43 до 21 рабочего дня), так и перечень необходимых для их получения документов (в среднем с восьми до четырех документов). При этом более 1,5 тыс. документов у заявителей не запрашиваются вовсе, так как они уже есть в распоряжении государства и дополнительно их предоставлять не нужно, а восемь услуг переведены на уведомительный порядок.
Отдельно заместитель министра остановился на процедуре досудебного обжалования. Для заявителя подача жалобы осуществляется в несколько кликов. Получив ответ на портале на поданное ранее заявление, он нажимает кнопку «Обжаловать» — и все необходимые поля предзаполняются автоматически, остается только написать, с чем он не согласен.
«За первые 11 месяцев подано более 3,5 тыс. жалоб. Для нас досудебное обжалование — это не только экономия времени и сил пользователя, которому не нужно будет идти в суды. Это важнейший источник обратной связи, тем более что при отказе в получении разрешения органы указывают обязательные требования, которые не соблюдены заявителем», — подчеркнул Алексей Херсонцев.
Заместитель министра также рассказал о перспективах реализации эксперимента в будущем году. По поручению заместителя председателя Правительства РФ — руководителя аппарата Дмитрия Григоренко важными направлениями работы станут улучшение качества предоставления услуг в электронном виде, повышение востребованности электронных сервисов, тиражирование лучших практик и оценка усилий ведомств по совершенствованию процессов разрешительной деятельности.
«Для закрепления результатов эксперимента на постоянной основе Правительством внесен в Государственную Думу проект федерального закона, который предусматривает оптимизацию и автоматизацию процессов более чем по 100 услугам в сфере разрешительной деятельности. Эту работу продолжим по другим услугам из эксперимента в 2025 году», — подытожил Алексей Херсонцев.
Результаты проводимого эксперимента оценила и секретарь Общественной палаты РФ Лидия Михеева. По ее словам, оптимизация разрешительных процедур находится под пристальным вниманием бизнеса.
«Мы прекрасно понимаем, что власти необходимо достичь баланса между легкостью процедур, с одной стороны, и качеством предпринимательской деятельности и ответственностью предпринимателя за результат — с другой. Бизнесу важно облегчить свою работу, устранить ненужные формальности, а потребителю важны гарантии качества и безопасность товаров и услуг. И мне кажется, что мы к какому-то сбалансированному соотношению приближаемся. Во всяком случае, первые отзывы, которые мы получаем от представителей предпринимательского сообщества, говорят о том, что стало легче и проще во многом», — отметила Лидия Михеева.
В совещании также приняли участие заместитель руководителя аппарата Правительства РФ Сергей Вельмяйкин, президент Национальной ассоциации негосударственных медицинских организаций Илья Шилькрот, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, председатель комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев, президент Московского транспортного союза Юрий Свешников, представители бизнес-сообщества.