«И если упустил это мгновение – ты не выполнил боевую задачу» – мысли вслух с места событий.
В этот раз в нашей рубрике о своей работе расскажет боец расчёта ПВО. Службу свою он несёт в Херсонской области, на днях вернулся после работы в мобильной группе по борьбе с БПЛА под Крынками. И вот в короткие часы отдыха решил рассказать о своей работе нашему проекту.
«Херсонское направление отличается тем, что линия соприкосновения проходит по Днепру — сложно занять позиции. Поэтому постоянно работает артиллерия и БПЛА. В основном, с БПЛА борются прифронтовые ПВО и РЭБ.
Чего здесь только не летает! Есть крупные дроны, размах крыльев которых достигает двух метров, их так и называют – «крылья». Это может быть и «Валькирия», и «Фурия». «Валькирию» ещё называют «бумерангом», она действительно на него похожа. Но самая запоминающая цель для меня и моих товарищей, я думаю, была «Баба-яга». В мой второй боевой выезд мы охотились именно на неё. «Бабу-ягу» мы услышали, но не увидели. Она подлетела сзади машины и сделала сброс мин. Так бывает, она чуть-чуть промазала, и мы остались живы. Лёгкая контузия. Но опыт уже есть, и его не пропьёшь. Сделали выводы, смирились с мыслью, что когда поступает команда «по местам» и «к бою», ты становишься огромной мишенью, и в случае попадания выбраться из машины в бронике будет очень трудно. На открытом месте стоять нельзя. Сразу после работы нужно менять позицию. Оказывается, машина ПВО – самая лакомая цель для врага. Вот так, закрывая люк башни грозного монстра, ты чувствуешь себя огромной целью.
Однозначно, для ПВО — хорошо бы иметь высшее техническое образование. Техника ПВО реально очень сложная. Необходимо учитывать многие факторы работы: погодные условия, износ стволов, наклон боевой машины, высота над уровнем моря и многое другое. И, конечно, очень важна скорость реакции. Дежурство может проходить целыми сутками, а цель пролетает за доли или несколько секунд. И если упустил это мгновение — ты не выполнил боевую задачу.
Ещё важно не паниковать на пустом месте. Здесь много хищных птиц: коршуны, ястребы. Если они кружат, то чаще всего набирают высоту, используя восходящие потоки воздуха, но иногда просто парят по прямой. Сбоку похожи на коптер. Бывает трудно понять, что это. Если экипаж на земле и следует команда «воздух», то все, ломая ноги, прячутся в укрытиях, а на деле-то это просто птица.
Работа ПВО — это прежде всего защита мирного неба над населёнными пунктами. Важно не только сбить объект, но и понимать, куда он при падении упадет. Ведь сбитая цель может нанести не меньше беды. Правда, есть одно «но» — если об этом думать постоянно, труднее выполнять боевую задачу. Ответственность ПВОшника не может быть сиюминутно проявлена во время боевого выхода. Чувство долга начинается с количества часов проведенных в учебке, с качества подготовки. И ещё: нельзя уводить за собой арту или дрон на позиции других подразделений или тем более к гражданским. Если на тебя открыта охота — борись, прячься, но не уводи беду на других.
Были и такие моменты, когда из незадействованных в экипажах ПВОшников создавали мобильные группы-секреты, которые вели разведку характера действий БПЛА. Приходилось быть одновременно и пехотинцем, и разведчиком, и рэбовцем. Например, в последних «секретах» мы тесно работали с сапёрами. В нашу задачу входила разведка сбросов «Бабы-яги». Мы им давали информацию о маршрутах, а они на этих участках искали брошенные мины.
В общем, вот такая она – работа в расчёте ПВО».
Филин, специально для проекта @wargonzo.
*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи
4276 3801 4149 1378