А. Яцкин: Переход на риск-ориентированную модель организации проверок повысил их эффективность и снизил необоснованную нагрузку на бизнес
В Совете Федерации обсудили сводный доклад о государственном надзоре и муниципальном контроле в России в 2023 г.
Первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Яцкин провел круглый стол на тему «О сводном докладе о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации в 2023 году».
По его словам, такой документ в Совете Федерации рассматривается уже в третий раз. «Совершенствование контрольных (надзорных) функций государства — одна из ключевых задач в сфере регулирования предпринимательской деятельности», — подчеркнул Андрей Яцкин.
Первый вице-спикер СФ подчеркнул, что Президентом России в Послании Федеральному Собранию поставлена задача о завершении к 1 января 2025 г. перехода к применению системы оценки и управления рисками от временных ограничений на осуществление контрольно-надзорной деятельности. По мнению предпринимательского сообщества, это будет способствовать формированию благоприятных условий для развития бизнеса.
Андрей Яцкинотметил, что в 2023 году удалось добиться прогресса в переходе на риск-ориентированную модель организации проверок. Это повысило их эффективность и снизило необоснованную нагрузку на бизнес, считает он. В среднем в 85 проц. проверок первоначальные предположения, основанные на индикаторах риска, о нарушениях полностью подтверждаются, в то время как для обычных плановых проверок этот показатель составляет всего 50 проц.
«Замещению затратного механизма проверок способствует активное внедрение института профилактики. В процентном соотношении доля профилактических визитов составила порядка 30 процентов, они востребованы главным образом в сферах образования, розничной торговли», — отметил Андрей Яцкин.
Парламентарий полагает, что целесообразно провести обсуждение разрабатываемой Концепции применения беспилотных авиационных систем в контрольной (надзорной) деятельности на площадке Совета Федерации. «Такие системы дистанционного обследования могут применяться при проведении фитосанитарного мониторинга за очагами распространения амброзии и других инвазивных растений, что актуально, в частности, для регионов Юга и Центра России», — пояснил он.
Андрей Яцкиннапомнил, что сенаторами и депутатами в Государственную Думу внесен законопроект, в том числе предусматривающий дальнейшее внедрение системы управления рисками для муниципального контроля. «От эффективности муниципального контроля напрямую зависит качество жизни граждан. В этой связи следует в обязательном порядке подготовить для муниципалов методические рекомендации по разработке индикаторов риска, а также предложить для муниципальных видов контроля типовые индикаторы риска», — сказал первый вице-спикер СФ.
«Сегодня в нашем заседании в режиме видеоконференции участвуют регионы России, в том числе представители воссоединенных субъектов. Такая заинтересованность регионов показывает, что тема контроля продолжает оставаться актуальной и требует дальнейшей «донастройки» правоприменения», — подчеркнул Андрей Яцкин.
Председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко отметил, что Доклад за 2023 год по сравнению с предыдущими — более системный в части представленных статистических данных об основных массовых видах контроля, а также содержит ряд содержательных выводов.
Сенатор СФ подчеркнул, что ответственную позицию занимает прокуратура при согласовании проверок. В докладе указано, что в 2023 году общее количество проверок, отклоненных прокуратурой, составило 277,3 тыс. против 144,3 тыс. в 2022 г. По его словам, проанализированы причины отклонения, которые в большинстве случаев носят технический характер. При этом выработаны рекомендации для контрольных органов для исключения таких случаев. Доклад за 2023 год содержит рейтинги федеральных органов и субъектов Федерации по показателям контрольной и надзорной деятельности. «На следующем этапе необходимо существенно расширить область применения критериев добросовестности, категорирования рисков, чтобы бизнес мог понимать, какие шаги он должен предпринять для снижения уровня риска», — сказал глава Комитета СФ.
«В целом у нас сложилась конструктивная практика совместной работы с представителями ФОИВов, контрольных органов регионов, местного самоуправления, бизнес-сообщества, которая уже дала практические результаты по донастройке контрольной-надзорной деятельности», — подчеркнул Вячеслав Тимченко.
Статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев подробно остановился на итогах 2023 года, представленных в Докладе. Особое внимание он уделил переходу на риск-ориентированную модель организации проверок и результатам введения досудебных проверок.
В ходе круглого стола были высказаны конструктивные предложения, которые войдут в итоговый документ заседания.
В мероприятии приняли участие первый заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин, сенаторы РФ, председатель Комитета Государственной Думы по контролю Олег Морозов, заместитель Руководителя Аппарата Правительства РФ Сергей Вельмяйкин, заместитель Руководителя Федеральной службы по ветеринарному контролю и фитосанитарному надзору Светлана Алексеева, заместитель Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Гулин, заместитель начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства — начальник управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Артем Кононенко, представители Счетной палаты РФ, профильных министерств и ведомств, субъектов РФ, бизнес сообщества.