«Комсомольская правда» знакомит вас с героями спецоперации. У этих парней, может, и нет Золотой Звезды на груди, но тут же дело не наградах - они отстаивают нашу страну, а мы, в свою очередь, молимся за них и помогаем чем можем - кто рублем, кто сетки плетет, кто просто теплым словом на открытке.

В студии Радио «КП» скромный парень в парадной форме - Константин Морозов. Он всего лишь младший сержант, но на его груди уже орден Мужества, медаль «За отвагу», медаль «За храбрость» 2-й степени, «За боевые отличия»… И ему всего 22 года.

- Константин, три из четырех твоих наград присуждают за конкретные заслуги. Расскажи, как это было.

- Орден Мужества я получил на Херсонском направлении. Я был в одном населенном пункте, чуть дальше - в соседнем - наш батальон. Противник пошел в атаку, мы собрали силы, подтянули технику… а оказалось, что он пошел в обход - в соседний поселок, где почти не осталось личного состава. И командир соседнего батальона и еще 15 человек попали в окружение (трое были тяжело ранены).

Моему подразделению была поставлена задача ребят оттуда вытащить. Шли 7 километров пешком, по 2 - 3 человека, чтобы не заметили дроны. Очень помогли местные - предупредили, где блокпосты ВСУ, наблюдательные пункты. Как добрались до места, завязался бой. Буквально из соседнего дома - два автоматчика, спереди - пулемет. Мы заняли круговую оборону, а наш медик оказывал помощь раненым. Тут с боями пробились наши БМД (боевые машины десанта. - Ред.). Мы закинули троих раненых на броню, уступив им место (все бы не влезли). Сами же двинулись пешком. Огонь по нам велся уже с трех направлений - спереди, слева и справа из лесопосадки. Рядом со мной ранило товарища, я тащил его на себе…

- Тяжелый был товарищ?

- Маленький, но упитанный, и тащить его в снаряжении, в броне было крайне тяжело. В общем, мы успешно вытащили и комбата, и всех 15 человек.

- За что ты удостоен медали «За отвагу»?

- Это тоже Херсон. Два холма - метров 300 друг от друга. На одном - мы, на втором - противник. Абсолютная тишина, общались только жестами - потому что мы прекрасно слышали противника, а он нас. И на одном из наших наблюдательных пунктов попросили о помощи. Вызвался я и еще 4 моих товарища.

- На них напали?

- Да. Противника было два отделения - примерно 20 человек.

- А вас пятеро на подмогу…

- Нас пятеро и на точке - четверо. Там был сразу убит наш сапер - он в этот момент ставил растяжки и мины. Но нам точно известно, что он смог убить одного.

Подошли, я и еще один пулеметчик открыли огонь, и как только мы ранили их офицера, у них начался какой-то странный беспорядок: мы-то думали, они сами пойдут дальше... В общем, половина у них пошла в сторону нашего минного поля, вторая - чуть ли не разбежалась. В итоге убитыми у них было около 10 человек, остальные просто растерялись. Очень много из них погибло на минном поле - взрывы мы долго слышали.

Мы подошли к офицеру, он был ранен в ногу, не сопротивлялся, сказал, что сдается. С ним сдались еще двое. Старшие товарищи сказали, что офицер служил сапером в каком-то известном украинском спецназе.

- Получается, ты взял языка, как в кино.

- Мы от него узнали расположение большинства наблюдательных пунктов, их минную карту, узнали, какая часть дороги была заминирована…

- Еще одна медаль - «За храбрость» 2-й степени.

- Это уже на Кременной. Там мы взяли наблюдательный пункт противника, который сильно превосходил нас количеством. Кстати, там было очень много поляков. Вообще именно на Кременной я видел больше всего польских наемников. На Херсоне, дай бог, поодиночке, по двое, то там стояли подразделениями - по 20 - 30 человек.

- Вы это поняли по радиоперехватам?

- В бою, когда слышали их разговоры. Мы уже привыкли к мове, а это был польский, он более шипящий. Да они даже не скрывались - в одном из блиндажей мы нашли польский флаг.

- Их в плен не брали?

- Не удалось. Но за них была женщина-снайпер. Ее засек наш снайпер, и с помощью пулеметчиков мы подавили ее - слышали крики, но, судя по всему, ее утащили в тыл, когда отступали.

- Как ты стал военным?

- Это с детства. Увидел по телевизору, понял, что настоящая мужская профессия - это защищать Родину. Служил я в Преображенском полку. Потом на гражданке долго не смог оставаться - через полмесяца подписал контракт в ВДВ.

- На СВО ты с начала?

- Нет, с мая 2022 года. Сначала Херсон, спустя полгода - Кременная. Потом правый фланг Бахмута.

- Сложнее всего где было?

- В Кременной. Это леса, плохая видимость, зима - ночью там очень холодно. Костер же не разведешь. Что только не придумывали: после ковида осталось много антисептика, я брал банки из-под консервов, заливал антисептик, и он долго горел, давал тепло. А потом в гуманитарной помощи начали приходить окопные свечи. Стало намного легче. Гуманитарная помощь очень спасает.

А эти солдатские письма от детей… они очень важны. Как бы ты ни был силен духом, силы не бесконечные. Но просто прочитав вечером это письмо при окопной свече… что-то внутри колышется, понимаешь, что ты нужен. От этого появляются силы.

- Как родители относятся к тому, что ты военный?

- Когда поехал на СВО, я им не говорил. Сказал: учения, в лесу, связи нет. А потом им позвонили из полка, спросили данные. Мать спросила, зачем. И полк меня банально сдал (смеется), что я на СВО. Сначала мама распереживалась… Но все равно гордятся, за что я им очень сильно благодарен. Поддерживают и словом, и делом.

Сегодня Константин учится в Московском высшем общевойсковом командном училище. Причем по выпуску он получит сразу два образования - военное (командир мотострелковых подразделений) и гражданское (управление персоналом). Но говорит, что путь свой выбрал - будет военным. «К этому лежит душа».

- Ты поступил как ветеран СВО?

- На Кременной я получил ранение позвоночника. Когда лежал в госпитале, понял, что нужно двигаться дальше. Когда поступал, очень помогли льготы - я все равно все сдал сам, но льготы мне обеспечивали проход в училище (за службу в зоне СВО бойцы получают дополнительные баллы к вступительным экзаменам. - Ред.).

- Нет страха, что за три года, которые тебе осталось учиться, мы всех победим, и не останется, собственно, и дела для военнослужащих?

- Я очень бы хотел еще принять участие, помочь как-то своим. В тот же Курск мы буквально рвались, но курсантам воевать не положено.

- Преподаватели успевают обновлять программу с учетом опыта СВО?

- Стараются, следят за всеми нововведениями, очень активно общаются с участниками СВО, спрашивают, как было, как противник себя показывал, как в принципе работали подразделения между собой.

- Ты пришел в училище уже взрослым мужиком, после тяжелейших боев на СВО, с наградами. А рядом сидят парни, которые только вчера выпустились из школы. Дедовщины у вас там нет?

- Мы как участники СВО стараемся поделиться каким-то опытом. Иногда лишний раз подходим к командованию, просим лишние часы: дайте нам позаниматься на полигоне или где-то еще. Командование идет навстречу.

КАКИЕ ЛЬГОТЫ ДАЕТ СЛУЖБА ПО КОНТРАКТУ

ВОЕННОСЛУЖАЩЕМУ

Возможность приобрести жилье за счет Минобороны через накопительно-ипотечную систему.

Служебное жилье или компенсация за наем.

Статус ветерана боевых действий и соответствующие льготы.

Бесплатное обследование, лечение и реабилитация в военно-медицинских учреждениях.

Страхование жизни и здоровья.

Двухнедельный оплачиваемый отпуск не реже 1 раза в полгода.

Военная пенсия после 20 лет службы.

Кредитные и налоговые каникулы.

СЕМЬЕ

Путевки в лагеря отдыха для детей.

Квоты для обучения детей в вузах.

Льготы при оплате ЖКУ.

*Каждый регион дополнительно устанавливает свои льготы. О них можно узнать в МФЦ.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Они это сделали без уважения: Зеленский наехал на Китай и Бразилию (подробнее)