Уверен, что в оккупированном Херсоне немало наших граждан, которые ждут российские войска.
Интервью «Свободной прессе»:
Даже «ждуны» в Херсоне начали ненавидеть киевские власти, уверен сенатор от Херсонской области Игорь Кастюкевич.
«Я тоже получаю вести с правого берега. Херсонцы мне как родственники. Они говорят, что сейчас ненавидят киевскую хунту даже те, кого раньше называли „ждунами“ и „кастрюлями“. Люди ждут российских военных как единственных настоящих защитников. Других для них просто не существует», — рассказал он.
— Бандеровская пропаганда, особо рьяно, стала работать в Херсонской области после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году, — рассказывает политолог, председатель Крымской региональной общественной организации «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо.
— Киевские власти, понимая, что жители Херсонщины исторически и экономически близки к крымчанам, делали всё для того, чтобы перепрошить сознание местного населения. Но, как показал референдум в Херсонской области, большая часть жителей Херсонщины все-таки сохранила свою русскокультурную идентичность.
И тысячи херсонцев, которые сегодня были вынуждены переселиться из Херсона и других населенных пунктов в другие регионы Российской Федерации, ждут освобождения своего родного края и видят будущее Херсонской области в составе Российского государства.
«СП»: Как, по-вашему, в 2022-м местные восприняли приход российских ВС? Сопротивления особого там не было. Но многие держали фигу в кармане?
— Ваш вопрос напоминает мне вопросы некоторых комментаторов в социальных сетях, которые вопрошали о том, почему наших солдат с первых дней не встречали с цветами в руках. И ответ на этот вопрос прост. Люди боялись, что русские пришли ненадолго и уйдут, а им с бандеровцами ещё жить, и те заставят ответить за связи с Россией и русскими.
Период перед референдумом показал, что жители Херсонской области в большинстве своём сохранили историческую верность России, и получив возможность жизни в здравом информационном поле, они смогли разобраться в том, что происходило как минимум последние 8 лет в отношениях России и Украины.
«СП»: Крестьянские регионы обычно менее политически озабочены, чем промышленные города. Если новая власть что-то дает, чего не давала старая, ее легко поддержат. Что дала Россия Херсону?
— Всё-таки не надо считать жителей Херсонской области иждивенцами. На самом деле, когда Украина начала блокаду Крыма, продовольственную и водную, от этого, в первую очередь, пострадали жители Херсонской области. Многие местные фермеры остались без воды для полива урожая. А урожай просто было некуда реализовывать, потому что обычно херсонские арбузы, другие бахчевые культуры отправлялись на рынки полуострова.
Сегодня в условиях боевых действий Россия проводит ремонты на объектах социальной и транспортной инфраструктуры, строятся дороги, укомплектовываются всем необходимым школы и детские сады. Местные жители, которые были вынуждены выехать за пределы области, получили жилищные сертификаты на приобретение жилья. Некоторые из них воспользовались этими сертификатами в Республике Крым.
«СП»: При этом, когда оставляли Херсон, почти половина людей отказалась эвакуироваться. Означает ли это, что это все «ждуны»?
— История показывает, что всегда есть люди которые отказываются эвакуироваться во время боевых действий. И, конечно, нельзя всех тех людей, которые живут в оккупации, называть врагами.
Однако, после деоккупации этих территорий российским органам безопасности придется провести большой комплекс мероприятий для выявления «ждунов», диверсантов и шпионов. Разумеется, при оставлении Херсона, как я понимаю, мы организовали там своё пророссийское подполье, поэтому когда бандеровцы покинут город, они наверняка сделают тоже самое.