Что нужно требовать от сотрудников СФР при устном обращении, чтобы не лишиться положенных денег
Что нужно требовать от сотрудников СФР при устном обращении, чтобы не лишиться положенных денег
Каждый гражданин может обратиться в отделение Социального фонда РФ по интересующему его вопросу.
Но не всегда дело доходит до подачи документов — прием может закончиться стандартной фразой «выплата вам не положена», и гражданину останется лишь отправиться восвояси.
При этом у него не останется на руках никаких доказательств того, что он обращался в СФР в этот день — ведь все происходило в устной форме.
И если впоследствии выяснится, что специалист на приеме поторопился с выводом, и выплата гражданину все же положена, с подтверждением факта обращения могут возникнуть проблемы.
Поэтому Верховный суд РФ недавно снова напомнил гражданам обязанности СФР при ведении личного приема.
В 2017 году, еще до повышения пенсионного возраста, 55-летняя женщина обратилась в СФР по вопросу назначения ей пенсии.
Однако по имевшимся документам у нее не подтверждался необходимый минимум стажа.
Она пояснила, что у нее была утеряна трудовая книжка, но адрес прежнего работодателя ей известен — так что можно сделать туда запрос.
Однако специалист СФР не стал принимать документы, ограничившись устным отказом. Впоследствии женщина еще неоднократно обращалась в СФР, но также получала отказы — пока, наконец, в 2020 году она не представила справку от бывшего работодателя, подтверждающую ее стаж.
Тогда у нее приняли документы и назначили пенсию по старости — но, разумеется, только со дня этого обращения (предыдущие обращения в устной форме СФР отрицал).
Женщина обратилась в суд — и этот спор дошел до Верховного суда РФ, где признали действия СФР незаконными, пояснив следующее:
- исполняя свои обязанности по реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, СФР должен регистрировать каждое обращение в журнале регистрации (будь то телефонный звонок или устное обращение на приеме) и разъяснять гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением;
- если нарушение СФР этой обязанности приведет к тому, что гражданин несвоевременно обратится с заявлением о назначении положенной ему выплаты, ему должны возместить все недополученные им суммы за прошлое время, без ограничения каким-либо сроком (ст. 26 Закона «О страховых пенсиях»).
Учитывая, что факты более ранних обращений в СФР косвенно подтверждались ответами самого фонда, а также районной администрацией (куда также обращалась гражданка), Верховный суд направил дело на пересмотр — и женщине в итоге назначили пенсию с 2017 года (когда у нее возникло право на выплату) (определение ВС РФ 39-КГ23-7-К1; Ленинский р-й суд г. Курска, 2 – 4957 /08 – 2023).
Таким образом, при каждом обращении в СФР нужно требовать, чтобы вам сообщили дату и номер регистрации вашего обращения, поскольку СФР обязан оформить регистрацию.
В случае отказа тут же подайте специалисту под роспись письменное заявление с изложением вопроса, по которому вы обратились, а также сопутствующих обстоятельств.
Впоследствии это может помочь взыскать деньги, недополученные из-за не вовремя поданного заявления в СФР.
#трудовые_права