Что нужно требовать от сотрудников СФР при устном обращении, чтобы не лишиться положенных денег

Каждый гражданин может обратиться в отделение Социального фонда РФ по интересующему его вопросу.

Но не всегда дело доходит до подачи документов — прием может закончиться стандартной фразой «выплата вам не положена», и гражданину останется лишь отправиться восвояси.

При этом у него не останется на руках никаких доказательств того, что он обращался в СФР в этот день — ведь все происходило в устной форме.

И если впоследствии выяснится, что специалист на приеме поторопился с выводом, и выплата гражданину все же положена, с подтверждением факта обращения могут возникнуть проблемы.

Поэтому Верховный суд РФ недавно снова напомнил гражданам обязанности СФР при ведении личного приема.

В 2017 году, еще до повышения пенсионного возраста, 55-летняя женщина обратилась в СФР по вопросу назначения ей пенсии.

Однако по имевшимся документам у нее не подтверждался необходимый минимум стажа.

Она пояснила, что у нее была утеряна трудовая книжка, но адрес прежнего работодателя ей известен — так что можно сделать туда запрос.

Однако специалист СФР не стал принимать документы, ограничившись устным отказом. Впоследствии женщина еще неоднократно обращалась в СФР, но также получала отказы — пока, наконец, в 2020 году она не представила справку от бывшего работодателя, подтверждающую ее стаж.

Тогда у нее приняли документы и назначили пенсию по старости — но, разумеется, только со дня этого обращения (предыдущие обращения в устной форме СФР отрицал).

Женщина обратилась в суд — и этот спор дошел до Верховного суда РФ, где признали действия СФР незаконными, пояснив следующее:

- исполняя свои обязанности по реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, СФР должен регистрировать каждое обращение в журнале регистрации (будь то телефонный звонок или устное обращение на приеме) и разъяснять гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением;

- если нарушение СФР этой обязанности приведет к тому, что гражданин несвоевременно обратится с заявлением о назначении положенной ему выплаты, ему должны возместить все недополученные им суммы за прошлое время, без ограничения каким-либо сроком (ст. 26 Закона «О страховых пенсиях»).

Учитывая, что факты более ранних обращений в СФР косвенно подтверждались ответами самого фонда, а также районной администрацией (куда также обращалась гражданка), Верховный суд направил дело на пересмотр — и женщине в итоге назначили пенсию с 2017 года (когда у нее возникло право на выплату) (определение ВС РФ № 39-КГ23-7-К1; Ленинский р-й суд г. Курска, № 2 – 4957 /08 – 2023).

Таким образом, при каждом обращении в СФР нужно требовать, чтобы вам сообщили дату и номер регистрации вашего обращения, поскольку СФР обязан оформить регистрацию.

В случае отказа тут же подайте специалисту под роспись письменное заявление с изложением вопроса, по которому вы обратились, а также сопутствующих обстоятельств.

Впоследствии это может помочь взыскать деньги, недополученные из-за не вовремя поданного заявления в СФР.

#трудовые_права