История. Херсонская область в лицах.
Евгений Семенович Матвеев - советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист, педагог, общественный деятель.
Pодился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области.
Из 2-го класса Евгения перевели сразу в 4-ый – учителя заметили в нем склонность к наукам и посоветовали матери переехать в город, чтобы дать сыну образование. В городе Цюрупинске он впервые увидел любительский спектакль и понял, что его место в театре. Театр покорил его и стал его единственной мечтой. Евгений начал заниматься в самодеятельности, был фокусником, танцором, певцом. В 9-м классе Евгений твердо решил бросить школу и отправиться в Херсон – ближайший областной центр, где были профессиональная труппа и театральная студия.
В 1939 году, в херсонском театре, Матвеев стал участвовать в массовых сценах, ему доверяли и небольшие роли. Одной из них была роль музыканта в спектакле «Бесталанна». Юноша лихо в такт музыки ударял в бубен, и даже не догадывался, что его отметил профессиональный взгляд Николая Черкасова, находившегося в зале. Черкасов похвалил бессловесного исполнителя, посоветовал ему учиться в Киеве у А. Довженко, обещая свою поддержку.
Окончив экстерном два последних класса школы и получив аттестат, Евгений поступил в актерскую школу при Киевской киностудии. Здесь он стал учеником Александра Петровича Довженко.
Евгений Матвеев был обречен на роли «героев». Высокий, красивый, мужественный, обаятельный, эмоциональный – все это делало игру актера заразительной. Он сыграл роли в спектаклях «Молодая гвардия» А. Фадеева (Ваня Земнухов), «За тех, кто в море» Б. Лавренева (Боровский), «Молодой лес» Н. Погодина (Черемизов). За исполнение роли Боровского Евгений Матвеев получил приз и был допущен к заключительному туру Всероссийского смотра театральной молодежи в Москве. Успешный показ в Москве повлек за собой массу заманчивых предложений. Молодого актера приглашали и в Алма-Ату, и в Красноярск, и в Московский театр имени Ленинского комсомола. Но он остановил свой выбор на новосибирском «Красном факеле».
К концу 1950-х годов его послужной список в кино насчитывал уже несколько ролей: главная роль в фильме «Искатели» по роману Д. Гранина, Константин в фильме Л. Кулиджанова и Я. Сегеля «Дом, в котором я живу», Лобанов в картине «Дело “Пестрых”», командарм Сорокин в фильме «Восемнадцатый год».
Конец 1950-х – начало 1960-х годов – очень насыщенный период в творческой биографии Е.Матвеева. Работы следовали одна за другой, и все они были отмечены талантом, вдохновением, темпераментом их создателя и потому имели заслуженный успех. За короткое время в Малом театре состоялось 11 премьер с его участием. Киноленты, в которых играл Матвеев, не сходят с экранов.
Несмотря на успех в кинематографе, театр всегда оставался для Евгения Матвеева его любовью, его болью и его мечтой.
Режиссерским дебютом Е.С. Матвеева стал фильм «Цыган», поставленный по повести А. Калинина. С момента выхода фильма, где постановщик сыграл и главную роль, зрители принимают работы Матвеева-режиссера так же, как до этого принимали работы Матвеева-актера.
Особой сферой жизни Евгения Семеновича были творческие встречи со зрителями. К ним он относился очень серьезно и ответственно. Ездил по стране, читал отрывки из литературных произведений, играл сцены из фильмов и спектаклей, особенно любил слушать зрителей и отвечать на их вопросы.
Е.С. Матвеев – народный артист СССР (1974), награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.