Херсонская область в лицах
Херсонская область в лицах.
Майкапар Самуил Моисеевич - русский и советский пианист и композитор, педагог, музыкальный писатель. Профессор Ленинградской консерватории (1915—1930).
Родился 6 декабря 1867 года в Херсоне в караимской семье. Вскоре после рождения семья Самуила переехала в Таганрог. Первые уроки музыки получил от матери, талантливой пианистки.
С 6 лет учился игре на фортепиано у частного педагога Гаэтано Молла. Рано начал выступать на музыкальных вечерах как солист и аккомпаниатор. Гимназическому периоду принадлежат первые фортепианные пьесы. В 1881 игру Майкапара услышала известная пианистка С. О. Ментер (ученица Ф. Листа) и дала высокую оценку его способностям. Окончив с медалью гимназию в Таганроге (1885), Майкапар уехал в Санкт-Петербург для продолжения образования.
В 1885 году Самуил поступил в петербургскую консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и Иосифа Вейса, а также в классе композиции
Николая Соловьева. Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году).
По совету А. Г. Рубинштейна начал заниматься композицией у Н. Ф. Соловьёва (1892–1893). В консерваторский период сочинил ряд произведений, среди которых — кантата и фортепианная соната, исполненная автором на выпускном экзамене. После окончания Консерватории уехал в Вену, где четыре года совершенствовался в игре на фортепиано у Т. Лешетицкого (1894–1898). Концертировал в Берлине, Лейпциге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах.
В 1898 вернулся в Россию. В Москве и Санкт-Петербурге выступал как солист и ансамблист с разнообразными программами. Исполнял произведения И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Э. Грига, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, А. С. Гречанинова, А. К. Лядова, а также пьесы Т. Лешетицкого, М. Мошковского, И. Штрауса, К. Таузига и собственные сочинения.
Исполнительская манера Майкапара отличалась интеллектуальностью, строгим самоконтролем. Критики называли его «вдумчивым, солидным музыкантом» и отмечали «профессорскую» игру. Склонность к теоретическому анализу исполнительства нашла выражение в первом исследовании Майкапара — «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и методы правильного развития» (1900, опубликован в 1915, Петроград).
Майкапар открыл собственную музыкальную школу в Твери, где вел класс фортепиано. Педагогическая практика побудила к сочинению детского репертуара. Первые детские опусы имели успех: «Три прелюдии», ор 3; «Восемь миниатюр», ор 4; «Лирические вариации», ор. 5 и другие.
В 1903 уехал в Германию, в Лейпциг. Был известен как концертирующий пианист и частный педагог (1903–1910). Подружился с издателем Ю. Циммерманом, который опубликовал его фортепианные пьесы: «Мелодия», op. 10; «Мимолетные мысли», ор. 11, «Фантастические вариации», ор. 12, «Октавные интермеццо», ор. 13, «12 кистевых прелюдий», ор. 14 и другие. В 1910 директор Консерватории А. К. Глазунов пригласил Майкапара на работу.
С 1910 по 1930 год преподавал фортепиано в этой Петербургской консерватории (с 1917 по 1930 — профессор 1-й степени). Среди известных учеников — С. С. Ляховицкая, И. А. Браудо. Был инициатором исполнения в концертах цикла 32 сонат Бетховена(впервые в 1927 году). После оставления работы в консерватории, давал авторские концерты в Ленинграде и Киеве.
Скончался 8 мая 1938 года в Ленинграде и был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.