По поводу поста Романа Алёхина об укреплениях и пр. Собственно, нет причин выделять именно укрепления, потому что проблема на самом деле всеохватная. И её генезис, как представляется, совершенно общий со многими другими проблемами.
Генезис этот простой. Отсутствие персональной ответственности и отсутствие последствий за косяки. В последнее время у нас до какой-то терминальной стадии дошла ситуация, когда бойцу на передовой надо запретить пользоваться гаджетами, а вот за Балаклею, Херсон, Курскую область да и всё планирование СВО отвечает примерно никто.
Почему так сложилось? Потому что те социальные и карьерные лифты, хоть в гражданской жизни, хоть в военной, не очень работают. Да, у нас есть некие демонстрационные штуки, типа «Время героев», «Лидеры России» и т.д. Но кто-то может вспомнить примеры карьерной эволюции боевых офицеров, дающих результат?
Про тех, кто воюет с 2014 года, даже вспоминать грустно. Это были на момент 2022 года люди с максимальным боевым опытом и пониманием противника. Из них до уровня хотя бы влияющего на принятия тех или иных оперативно-технических решений допущены единицы.
Кто неверно оценил политическую ситуацию на Украине перед СВО? Кто проверял материально-техническое обеспечение ВС РФ? Кто отвечает за нехватку даже полевой формы, не говоря о бронежилетах? Есть ли фамилии и должности у тех, кто отвечал за проведение многомесячных героических штурмов? У того, кто отвечает за сооружение укрытий для ценной авиации? И т.д. и т.п.
Вопрос о бессмысленной трате миллиардов на укрепления, которые нельзя занимать, это очередное и закономерное следствие той среды, в которой по привычке существует Минобороны и контролирующие органы.
Вроде бы в МО начались реформы, и это правильно. Даже есть отставки, и сказать страшно – уголовные дела. Но чем это всё кончится? Судят за коррупцию, а не за военные проколы. И то, подавляющее число тех, кто сейчас под следствием, отделается лёгким испугом. Хочется, конечно, ошибиться.
Очень много призывов «пересмотреть отношение к СВО». Но пересмотр отношения – это не про то, что мы будем называть СВО «войной». Это про то, что к конфликту надо относиться более ответственно. А ответственность подразумевает вознаграждение за результаты, и наказание за провалы. Причем ответственность возложена на конкретных людей.
У нас же пока получается, что если не воровать прямо в открытую, то можно спокойно командовать. Поговорка «у победы много отцов, поражение всегда сирота» в нашем случае пронзительно жизненная. Потому что существует целая каста «системных людей», которых трогать нельзя, что бы ни случилось. Такое складывается впечатление. Чем выше уровень проблемы, тем сложнее найти конкретного ответственного за неё. И ещё сложнее – увидеть некое воздаяние. Пока что люди обычно перемещаются по горизонтали: накосячил тут – иди на должность туда, где поспокойнее.
Персональная ответственность и неизбежное поощрение или наказание по результатам задачи. Стоит начать хотя бы с этого. Ну или придется сделать, как у хохлов. Которые сейчас сидят в классической «местности смерти» по Сунь-Цзы, и вынуждены думать и эволюционировать просто в силу обстоятельств. Хочется верить, что мы всё-таки способны на большее.