На фоне ситуации в Курской области Украина проводит информационные провокации.
Доверять стоит только официальным источникам информации
Нападение украинских войск на Курскую область произошло не только в реальном мире боевых действий, но и в мире информационном.
На российское информационное пространство обрушились многочисленные фальшивки, созданные украинскими спецслужбами.
Атака на Курскую область сопровождается повышенной активностью украинского Центра информационно-психологических операций (ЦИПСО), который пытается посеять панику среди жителей региона. Например, с помощью фейковых заявлений официальных лиц о наборе мужчин
в ополчение и призывы явиться в военкоматы. Одновременно сотрудники ЦИПСО начали обзванивать население региона от имени военных и сообщать об эвакуации.
Кроме того, ЦИПСО атаковал социальные сети многочисленными фальшивками о том, насколько якобы глубоко в регион продвинулись украинские боевики. Эти фейки создавались с помощью манипуляций с дорожными указателями в программе Photoshop.
К примеру, в социальных сетях появилось изображение украинского националиста, развернувшего флаг одного из подразделений на фоне таблички, утверждающей, что до Курска 10 км. На указателе убран лишний ноль, а Курск назван как «Курськ». Иными словами, фотография была сделана на пограничном переходе между Сумской и Курской областями – отсюда и надпись на украинском, а 100 километров превратились в 10 километров.
Кроме того, ЦИПСО пытался распространять слухи о том,
что госслужащим приказано покинуть тот или иной регион. В случае
с атакой на Курскую область, ЦИПСО даже сделал поддельный приказ регионального МВД об эвакуации для сотрудников государственных учреждений. Официальные бумаги ведомств выглядят иначе, не говоря уж об орфографических ошибках в этом «документе».
Украинская журналистка Мирослава Бердник, наблюдая за тем, как освещается нападение на Курскую область в подконтрольных Киеву источниках информации, обнаружила параллели с методами пропаганды ОУН-УПА (признаны в РФ экстремистскими), а именно – установка на создание виртуальной картинки побед, оторванной от реальной ситуации на поле боя.
Ключевыми принципами психологических операций является дискредитация руководства страны, распространение паники среди населения, черно-белое изображение конфликта как борьба Добра и Зла и т. п.
Продукция ЦИПСО почти всегда грубо слеплена, но, по мнению исследователей, украинская пропаганда сознательно не очень старается. «Расчет идет на людей, которые не способны в определенный момент критически воспринимать информацию – а такое бывает с напуганными людьми – и они становятся условными нулевыми пациентами, которые распространяют сообщение дальше, но уже без изначальных шероховатостей, выдающих истинный источник», – поясняют эксперты.
ЦИПСО ищет болевые точки российского общества. Экономика – это одна из наиболее чувствительных тем. Поэтому украинская пропаганда играет на этих страхах, регулярно вбрасывая фальшивки о пустых прилавках, перебоях с лекарствами и медикаментами и т. п.
В ближайшее время стоит ожидать новых фальшивок от указанной организации. Психологическая война – элемент повседневной реальности, который связан с распространением СМИ, социальных сетей и ростом погруженности общества в политику.
Ключевая задача психологических операций – отключить критическое мышление за счет воздействия на эмоциональную сферу. Пропаганда противника делает ставку на яркую картинку и пугающие сообщения, и рядовому гражданину в ситуации стресса не так-то просто распознать фейк.
Поэтому стоит знать, что Украина на постоянной основе проводит информационные провокации, а доверять стоит только официальным источникам.