История Херсонской губернии в лицах.
Алексеев Фёдор Яковлевич - русский живописец, один из основоположников русского городского пейзажа. Современники называли его «русским Каналетто». Крупнейший мастер русской ведуты.
Федор Алексеев родился в 1753 году в Санкт-Петербурге и происходил из солдатских детей. Так в XVIII веке называли особую сословную группу.
В детстве будущий художник ходил в гарнизонную школу. Он прилежно учился, особенно ему нравились черчение и геометрия. Отец мечтал устроить сына в Академию художеств — в XVIII веке многие ее воспитанники происходили из разночинцев и низших чинов. В 1766 году младшего Алексеева приняли в Императорскую Академию художеств, сразу в третий класс.
В 1767 году в числе учеников класса орнаментной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, далее в «живописном классе» у Генриха Фондерминта и Антонио Перезинотти. Окончил Академию художеств с аттестатом 1-й степени со шпагой (1773 год). Во время обучения награждался медалями: малая серебряная (1771 год), малая золотая (1773 год). Получил право на пенсионное продолжение образования за рубежом.
В том же году году академики, заметившие талант Алексеева, отправили его в Венецию для «большего усовершенствования в живописи перспективно». Академии нужны были театральные художники, а этому мастерству лучше всего учили именно в Италии. Следующие четыре года Фёдор провел в Венеции. Работать в мастерских наставников — театральных декораторов Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспарри — ему было не так интересно. По душе была современная итальянская живопись — он изучал городские пейзажи знаменитых художников Джованни Каналетто и Бернардо Беллотто.
Вернувшись на родину, в Петербург, по поручению Академии художеств Алексеев оформлял декорации для Императорских театров. Эта работа не нравилась живописцу, поэтому все свободное время он отдавал любимому делу — пейзажам. Как и другие выпускники Академии, он подрабатывал, создавая копии знаменитых картин западноевропейских художников. Мастерство художника оценила даже императрица Екатерина II и пригласила его работать в Эрмитаж — делать копии шедевров музея. Чаще всего это были пейзажи знаменитого итальянского живописца Каналетто, и вскоре Федора Алексеева прозвали «русским Каналетто».
В 1795 году пейзажист Федор Алексеев по поручению Екатерины II был послан в Малороссию и Крым.
В Херсоне он прожил два года. Там Алексеев сделал множество акварельных зарисовок и эскизов, которые уже в Петербурге использовал для создания полноценных картин — «Вид города Николаева», «Площадь в Херсоне» и других произведений. Целью Федора было запечатлеть виды местностей, которые посетила Екатерина II во время знаменитого путешествия 1787 года. В их число входил и город Херсон, в котором императрица провела пять дней. Акварель послужила эскизом для картины «Вид Херсона»(на фото), исполненной в 1800 году и находящейся в Херсонском краеведческом музее.
Художник точно и добросовестно воспроизводит архитектурные памятники, находящиеся на плац-парадной площади города. В глубине дворец светлейшего князя Г.А. Потемкина. С двух сторон к нему примыкают квартиры коменданта крепости и начальника крепостных инженеров в Новороссийском крае. Слева вход в Екатерининский (Спасский) собор. В центре площади пирамидальный памятник принцу
Александру Вюртемберг-Штутгартскому. Левее от него памятник молдавскому господарю
Эммануилу Россетти, далее - инженер-полковнику Н.И. Корсакову. Вдали здания Полевой аптеки и Монетного двора.
В 1800 году Федор Алексеев наблюдал, как заканчивали строить Михайловский замок и резиденцию Павла I. Вскоре появился его «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге». Императору так понравилась картина, что Алексееву пожаловали за нее чин коллежского асессора.
В последних работах, как отмечают искусствоведы, Федор Алексеев начал отходить от школы Каналетто и академизма.
До последних лет жизни Федор Алексеев работал в Академии художеств, параллельно продолжал писать картины.
23 ноября 1824 года, художник скончался и был похоронен на Смоленском православном кладбище Петербурга.