Дайджест об Украине 20 декабря

В Евросовете, высшем органе ЕС, состоящем из глав государств и правительств, назвали ошибкой слова о «победе» Украины. В заявлении о 15-м пакете санкций против России на сайте Евросовета сказано, что «Украина должна победить в этой войне». Но в издание Politico, которое об этом написало, обратился представитель совета и заявил, что это ошибка, и она будет исправлена. 19 декабря Евросовет использовал другую формулировку – «Россия не должна одержать верх». В результате пассаж о победе Украины в тексте тоже остался, но только как цитата из высказывания верховного представителя ЕС по иностранным делам и безопасности Каллас.

Тем временем на Украине из-за масштабной кибератаки на госреестры начались большие проблемы. Юристы говорят, что невозможно продать или купить квартиру, наложить и снять арест с имущества, оформить наследство, жениться и развестись, записать новорожденного ребенка, зарегистрировать или закрыть бизнес. Не работает почти три десятка услуг в сервисе «Дия», в том числе бронирование работников. Украинские банки свернули такие операции для бизнеса, как открытие счетов и выдача кредитов. У физлиц проблемы возникают при выдаче кредита и передаче в залог недвижимости или транспортных средств. Эксперты прогнозируют, что реестры начнут полноценно работать примерно через месяц.

А депутаты Верховной Рады решили устроить себе незапланированный выходной, воспользовавшись утренней ракетной атакой на Киев. Из четырёх сотен депутатов на заседание явились только 45 человек. Впрочем, по пятницам депутаты и раньше посещали заседания не особо активно.

Зато накануне они приняли закон, по которому беженцы, уехавшие за границу, не смогут получить компенсацию за недвижимость и имущество на потерянных Украиной или прифронтовых территориях. Принятый закон о компенсациях гласит, что получить их смогут только те, кто в течение последних двух лет проживает на Украине. Для этого им нужно будет отказаться от права собственности на такое имущество в пользу государства, чтобы оно выставило требование к России по возмещению убытков.

Жителей части Херсонской области подконтрольной ВСУ глава украинской военной администрации области призывает эвакуироваться из региона. В сообщении администрации указываются номера телефонов, по которым окажут помощь в эвакуации. Но местные жители, которым удалось дозвониться, жалуются. Им могут предложить только автобус до Одессы. А в Одессе просто выпускают на улицу без денежной и всякой другой помощи. Не организуют никакого размещения в гостиницах или ещё где-либо хотя бы на время, чтобы люди смогли сами найти себе жильё. Впрочем, местные говорят, что, если задавать неудобные вопросы, то могут дать «тайный» номер волонтеров, которые возможно помогут с жильём. Неудивительно, что десятки тысяч эвакуированных возвращаются обратно.

Языковой омбудсмен Креминь огорчён замедлением темпов украинизации. По его словам, одной из главных проблем является уменьшение доли участников образовательного процесса, которые называют украинский язык родным. Таких среди учащихся стало меньше на 17%, и даже среди учителей на 8%. При этом только 37% учеников общаются на украинском с друзьями, а 39% – дома с родителями. Не помогают ни штрафы, ни бандеровская пропаганда. Креминь заявил, что «Российский враг продолжает противодействовать украинской идентичности, оккупируя социальные сети, телеграм-каналы и медиапространство и пробивая путь к сознанию молодых украинцев».

Большой резонанс вызвал беспредел военкомов в Вышгороде под Киевом. С помощью полицейских они запустили газ из баллончика в салон автомобиля, в котором заперся мужчина, а потом попытались поджечь его. После того, как видео разошлось по соцсетям, полицейских отстранили от работы, и даже в минобороны лицемерно заявили, что «подобные действия недопустимы и подрывают доверие к ВСУ».

А в Киеве социальные противоречия обостряются всё сильнее. Местные квадроберы пошли на штурм торгового центра. Они захватили магазинную кассу и потребовали, чтобы для них оборудовали отдельную примерочную кабинку.

Таким стало для Украины 20 декабря