Владимир Путин в режиме видеоконференции проводит заседание Совета при Президенте по науке и образованию

На повестке – вопросы обеспечения приоритетных направлений научно-технологического развития инженерными кадрами.

Главное из выступления Владимира Путина на заседании Совета по науке и образованию:

— В области технологического развития Россия должна быть конкурентоспособна по ключевым направлениям. Для этого нужны специалисты, способные генерировать уникальные решения, в том числе для новых, только формирующихся индустрий, готовые использовать передовые методы проектирования и конструирования.

— Подготовка таких кадров – одна из важнейших задач для всех уровней образования, и здесь важно участие всего профессионального сообщества. Важно наладить постоянный обмен наиболее эффективными практиками. Прежде всего речь о шагах по созданию единой, сквозной системы подготовки технических кадров – от школы до университета.

— Нужно формировать задел в компетенциях на годы вперёд, чтобы нынешние школьники, студенты, аспиранты через 15–20 лет были готовы отвечать на вызовы времени. Нужно обязательно ставить такую задачу при разработке новой Стратегии развития образования до 2040 года.

— Нужно комплексно обновить программы по математике и естественно-научным дисциплинам, сбалансировать объём учебного материала, сделать его доступным и, что самое главное, интересным для школьника.

— В этом году заканчивается экспериментальная часть проекта «Профессионалитет», который с 2022 года реализуется на принципах тесной кооперации учреждений образования и предприятий ключевых секторов экономики. Такую модель организации среднего профессионального образования – с обязательным участием бизнеса – необходимо закрепить законодательно.

— С учётом стремительного технологического развития нужно переосмыслить наполнение учебных программ, сами механизмы обучения, а также объёмы и структуру подготовки кадров, в том числе инженерных. В короткие сроки надо выстроить все механизмы распределения так называемых контрольных цифр приёма, довести их до конкретных учебных заведений.

— Необходимо настроить и всю организацию образовательного процесса в высшей школе. Существенно увеличить долю практического обучения современным инструментам проектирования, конструирования, которые уже используются на конкретных предприятиях. Одновременно следует убрать устаревшие курсы и программы, не отвечающие потребностям экономики.

— Необходимо вводить индивидуальные учебные планы для студентов, работающих по будущей специальности, использовать гибридные форматы обучения, которые не должны сказываться на основательности, фундаментальности образования.

— При разработке нормативной базы новой модели отечественной высшей школы предложено предусмотреть возможность поэтапного профессионального образования. Это означает, что при завершении определённого цикла студент вправе пройти аттестацию с присвоением ему определённой квалификации, при желании – пойти работать, а затем продолжить обучение по программам базового или специализированного высшего образования.