Херсон в конце XVIII в. Крепость, собор, некрополь и Адмиралтейство

В 1799 г. Павел Сумароков увидел крупный, выстроенный по плану Херсон, главным недостатком которого оказалось скорое появление в Новороссии портов с удобными гаванями – Николаева и Одессы.

В крепости Сумароков насчитывал несколько главных строений: «Соборную церковь, огромный арсенал, дом комендантский, казармы, бывшие монетный, литейный для пушек дворы и многое другое. Все сии строения великолепны, имеют хорошие фасады, и могли бы в самой столице служить украшением» (Сумароков П. – с. 59).

Среди погребенных в некрополе собора путешественник указывает участников штурма Очакова и Килии генерал-поручика принца Александра Вюртембергского, генерал-аншефа от артиллерии барона Ивана Меллер-Закомельского, генерал-майора князя Сергея Волконского – близких друзей и соратников Потемкина. Самого светлейшего князя Сумароков не упоминает по причине неприязни к великому полководцу и государственному деятелю со стороны императора Павла.

Адмиралтейство, по Сумарокову, являлось цитаделью крепости, в нем заготовлялся хлебный, т. е., продовольственный запас, в нем же сооружались корабли Черноморского флота. Лес, необходимый для кораблестроения и градостроительства, доставлялся в Херсон по Днепру, а в Николаев перевозился из Херсона по суше. В Адмиралтействе Николаева к 1799 г. располагалось «только начальство, а обращения и истинная цель всех Черноморских вооружений принадлежат к Херсонскому» Адмиралтейству.

Сумароков обнаружил три строящихся 74-пушечных корабля – «Богородицы», «Параскевы» и «Марии Магдалины». Их спускали на комелях порожние до Глубокой пристани за 30 верст от Херсона и там уже вооружали (Сумароков П. – с. 59-60). Путешественник сожалеет об «ошибке» в месте учреждения Херсона, отдаленность которого от глубоководных пристаней была вызвана на самом деле военной необходимостью в противостоянии с Османской империей.

ПОДПИСАТЬСЯ

#насамомделе #насамомделевхерсоне #херсон #kherson

Наш чат | Наш бот | Наш Дзен