Сегодня 24 февраля День рождения великого русского флотоводца, командующего Черноморским флотом России, адмирала Федора Федоровича Ушакова.

Адмирал Ушаков одержал победы во всех 43 морских сражениях, не потерпел ни одного поражения, ни один его корабль не был потоплен и ни один его подчиненный не попал в плен.

В 2001 году Русской Православной церковью Федор Федорович был причислен к лику святых.

Но не только как военный прославился Федор Федорович Ушаков.

Ушакову пришлось бороться с чумой в Херсоне.

Первые признаки чумы обнаружились в конце мая 1783 года.

С 1 мая по 1 октября 1783 года в Херсоне умерло более десяти тысяч человек.

Федор Федорович энергично принялся бороться с болезнью среди подчиненных кораблестроителей и в команде своего строящегося корабля № 4. Он проявил большую находчивость, глубокое понимание обязанностей командира и удивительную компетентность в борьбе с болезнью.

В степи, куда были выведены из города строители и матросы, Ушаков разбил команду строителей корабля № 4 на отделения и принялся за устройство лагеря. Каждая артель в назначенном месте выстроила себе камышовые палатки. Недалеко от них были вырыты небольшие землянки, а по обе стороны лагеря поставлены перекладины для развешивания и проветривания одежды. С целью изоляции заболевших людей в стороне от лагеря разбили несколько палаток.

Далеко за лагерем тоже были вырыты землянки, в которых был устроен госпиталь. Ещё дальше в степи расположили карантин. В нем стали размещаться выздоравливающие.

До занятия палаток все матросы и их имущество были окурены, одежда проветрена и выстирана в реке. Перед каждой палаткой постоянно горели костры и стояли емкости с уксусом.

После отправления своей команды в степь Ушаков провел тщательную дезинфекцию казармы. Это разумное профилактическое мероприятие говорит о дальновидности Ушакова, который предполагал уже возвращение людей из степи.

В степи каждое утро и вечер матросы окуривались и обмывались уксусом. Постели ежедневно проветривались и тщательно чистились. Общение своих подчиненных с командами других кораблей Ушаков запретил.

Для доставки продуктов, воды и выполнения других работ по лагерю выделялись дежурные, выполнявшие все под присмотром офицера. Офицеры строго следили, чтобы никто из рабочей группы не общался с кем-либо из посторонних, не приобретал вещей и т. п. Матросы должны были отворачиваться друг от друга и как можно скорее уходить.

Если в артели появлялся больной, то его немедленно отправляли в палатку, стоящую вне лагеря, а его товарищи переселялись в землянки, окружавшие палатку. Здесь они находились до выяснения характера болезни. Если больной оказывался заражённым чумой, то он немедленно отсылался в госпиталь, а его вещи, палатка, где он лежал, и общая палатка артели сжигалась. Члены артели сразу подвергались санитарной обработке.

За выполнением этого режима Ф. Ф. Ушаков следил сам. Все переводы больных, выздоравливающих и подозрительных происходили под его непосредственным контролем. Он наблюдал также за работой врачей и выполнением их указаний.

В самые трудные два месяца, когда свирепствовала чума, в команде Ушакова не было отмечено ни одного случая заболевания. Отдельные вспышки, появившиеся с возобновлением работ, были быстро ликвидированы. В начале ноября 1783 г. чума среди подчиненных Ушакова уже не появлялась. 9 ноября 1783 г. жившие в степи матросы и кораблестроители вернулись в казармы и на зимние квартиры.

Фёдор Фёдорович по-прежнему строго следил за выполнением всех установленных им правил борьбы с чумой и добился удивительных результатов: люди Ушакова даже в казарменных условиях не болели чумой. В других же командах чума косила судостроителей вплоть до середины лета 1784 г.

Самоотверженный и неустанный труд Ушакова был замечен и оценён высшим начальством. По представлению Морской Коллегии «За отличный подвиг» по борьбе с чумой Ф. Ф. Ушаков был награждён орденом св. Владимира 4-й степени, а 1 января 1784 г. Ушаков получил чин капитана 1-го ранга. В том же году был спущен на воду 66-пушечный корабль «Св. Павел», командование которым принял Федор Ушаков.