29 марта 1891 года император Александр III подписал рескрипт о строительстве Великого Сибирского пути - Транссибирской магистрали:
"Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений".
Идея о необходимости железной дороги в Сибири обсуждалась ещё в 1857 году, когда генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьёв-Амурский предложил строительство магистрали для связи удалённых регионов с европейской частью страны. В 1880-х годах под руководством российских инженеров прошли экспедиции, изучавшие рельеф и климатические условия будущего пути.Решено было отказаться от привлечения иностранных инвесторов - строительство велось исключительно за счёт государственного бюджета.
31 мая 1891 года во Владивостоке состоялась торжественная церемония закладки Транссибирской магистрали - первая тачка земли была завезена 23-летним цесаревичем Николаем Александровичем (будущим Николаем II).
Работы велись одновременно с запада (от Челябинска) и с востока (от Владивостока). Каждый участок строился и вводился в эксплуатацию отдельно:
Западный участок (Челябинск - Обь) - 1891-1896 гг. (~1600 км)
Средний участок (Обь - Иркутск) - 1893-1899 гг. (~1830 км)
Забайкальский участок (Мысовая - Сретенск) - 1895-1900 гг. (~1100 км)
Дальневосточный участок (Владивосток - Сретенск) - 1897-1903 гг. (~2100 км)
Отдельной проблемой была переправа через озеро Байкал.
Изначально для перевозки вагонов использовались паромы, но это создавало трудности зимой. Лишь в 1905 году после завершения Кругобайкальской железной дороги можно было беспрепятственно добраться с запада на восток страны.
Последним важным этапом стало строительство железнодорожного моста через Амур - 18 октября 1916 года был торжественно открыт крупнейший железнодорожный мост Российской империи (2597 м) - Алексеевский.
Транссибирская магистраль остаётся самой длинной железной дорогой в мире (более 9 000 км). Она сыграла ключевую роль в экономическом и военном развитии страны, ускорила заселение Сибири и Дальнего Востока, а также значительно укрепила позиции России в регионе.
Великий Сибирский путь - символ не только инженерного гения, но и силы духа тысяч рабочих, строивших этот маршрут через тайгу, реки и горные хребты.
#29марта #события