Полиции нет, повсюду мародёры, в пустых квартирах селятся собаки. Постапокалипсис в Херсоне

В городе Херсоне и на подконтрольном Киеву правобережье Херсонской области на этой неделе разгорелся скандал, связанный с массовым мародёрством, которое срывает эвакуацию оставшихся жителей. Гражданское население отказывается эвакуироваться, хотя его запугивают господством российских дронов над городом

Областная администрация рапортует, что после возвращения Херсона под контроль Киева они эвакуировали с правобережья 51 тысячу человек. Однако теперь даже те, кто ранее эвакуировался, всеми правдами и неправдами возвращаются в город, чтобы уберечь своё имущество. В городской военной администрации на это лишь разводят руками, подчёркивая, что ничего поделать не могут, так как для принудительной эвакуации необходимо определённое количество силовиков, которые будут отлавливать по городу пенсионеров и заталкивать их в автобусы. Полиция из-за риска ударов дронов не рискует заезжать в отдельные районы Херсона, поэтому там привольно чувствуют себя банды мародёров.

Депутат Херсонского горсовета Сергей Хлань на днях заявил, что жители Херсона, несмотря на опасную ситуацию в городе, возвращаются, чтобы уберечь имущество. По его словам, уровень мародёрства в Херсоне высок, особенно в микрорайоне "Корабел". Этот район практически отрезан от остальной части города после частичного разрушения мостов.

Глава Херсонской городской военной администрации Ярослав Шанько заявил местным СМИ, что оценить масштабы мародёрства в военное время сложно. Он также добавил, что круглосуточно патрулировать пригород и микрорайоны "Корабел" и "Антоновка" опасно. Единственное, чем депутат может успокоить жертв мародёрства, — это заверения о том, что сейчас вывезти награбленное из Херсона достаточно непросто.

Волонтёр Ольга Чернышова рассказывает, что из-за отсутствия полиции в микрорайонах процветают незаконные "наливайки" (точки продажи спиртного), и никто не соблюдает комендантский час. В городе, по её словам, остаются не только пенсионеры, но и мужчины призывного возраста, так как из города мимо блокпостов ТЦК им не выехать.

В Станиславской общине на правобережье Херсонской области тоже процветает мародёрство, сообщает её глава Иван Самойленко, прилагая фото разграбленных домов, из которых выносят даже ванны и срезают трубы отопления. Ещё один житель общины по имени Игорь пишет, что в сёлах, где отсутствует власть как таковая, люди остаются специально, чтобы грабить. "У нас у одного человека нашли сразу 26 пылесосов. Вот зачем они ему в таком количестве? Да потому, что можно было взять, вот и всё", — пишет местный житель.

Некоторые ушлые граждане оправдывают мародёрство "защитой от россиян", как в той же Станиславской общине, пишет местное издание "Гривна" со ссылкой на слова жителей. "Они [мародёры] ничего не боятся. Вот, например, Александр Ш. продал нашу стиральную машинку „Самсунг“ и инструменты моего мужа кому-то в нашем же селе. Когда же я сказала, что знаю, что это сделал он, и попросила сказать, кому он продал, — он ответил, что ему будет неудобно, и он не скажет. А ещё сказал, что охранял наши вещи от „рашистов“, а это, дескать, плата за охрану. Но ведь мы же его не просили охранять", — возмущается местная жительница Татьяна в интервью изданию "Гривна".

Ещё одна местная жительница, Диана, интересуется, куда мародёры сбывают всё награбленное. "Мой дом тоже обчистили — много вещей были новыми, в упаковке. Продать их несложно, но не в нашем селе. Понятно, что продать можно там, где у людей есть деньги. А как они эти вещи вывозят через блокпосты?" — задаётся вопросом женщина.

Жертвы мародёрства жалуются на бездействие полиции, которая не желает выезжать в опасные районы, а без фиксации на месте преступления отказывается принимать заявления. "Несмотря на угрозу попасть под обстрел, награбленное вывозят грузовиками. Вряд ли заполненные имуществом автомобили полиция не видит на блокпостах. Конечно, видит и может остановить. Но дальнейшие действия полицейских ограничены: даже если груз подозрительный и похож на чьё-то имущество, доказать его происхождение сложно, если нет соответствующего заявления, ориентировки или показаний свидетелей", — резюмирует "Гривна".

Жители жалуются, что мародёры снимают окна и двери, после чего в помещениях находят себе приют бродячие животные. В местной администрации накануне отопительного сезона заявляют, что только 24% жилого фонда смогут подключить к отоплению. В ряде многоквартирных домов срезаны трубы отопления, отсутствуют окна, поэтому подключить дом к системе не представляется возможным, хотя там и остались проживать несколько семей, отказывающихся от эвакуации.

Херсонцу Валерию некоторые дома в Днепровском районе Херсона напоминают постапокалиптический пейзаж. "Очень много открытых квартир. Регулярное мародёрство по ночам. Некоторые квартиры населены уличными собаками. Настоящий постапокалипсис. Дома постоянно попадают под обстрелы. Больше всего пенсионеров осталось именно в этом районе. Мародёры знают об этом и пользуются ситуацией", — цитирует жителя издание "Гривна", которое также отмечает, что по всей прибрежной зоне (считающейся небезопасной) действуют нелегальные пункты приёма металла.

"На промысел выходят местные — наши соседи по улице или даже по лестничной площадке. Это позорная страница в истории нашего города. Сможем ли мы её перевернуть, пока Херсон находится в „красной зоне“? Сможет ли власть и правоохранители найти методы противодействия?" — задаёт вопрос херсонское издание "Гривна".

Увеличение дальнобойности российских дронов создало в Херсоне и на всём правом берегу Днепра ситуацию безвластия, в которой жители выживают благодаря грабежам. Однако эта же ситуация может способствовать и возвращению Херсона под контроль РФ. Украинские военные в последнее время утверждают, что благодаря господству в дронах и увеличению их дальности россияне скоро смогут брать города без штурмовых действий пехоты.

Бывший советник Офиса президента Алексей Арестович* на этой неделе рассказывал, что к февралю Россия вернётся на правый берег Херсона. "На трассе Херсон-Николаев дальнобойные российские дроны уже летают аж бегом. Там идёт изоляция театра, формирующая операция перед началом основной", — прогнозирует Арестович. По его мнению, россияне будут малыми группами просачиваться в Херсон, создавая там плацдарм.

"Они будут по 2-3 человека перебрасывать на ту сторону. Когда там утвердится пехота, то пойдут операторы дронов. И они будут создавать плацдарм. Подойти туда любому украинскому военному — это получить fpv-дрон в лоб. Выбивать их оттуда будет очень трудно", — продолжает бывший советник Ермака, подчёркивая, что торопиться россиянам некуда.

Тем временем в Херсоне, особенно в его прибрежных районах, царит безвластие. Украинского государства там уже практически нет, если не считать военнослужащих-дронщиков, которые прячутся в жилой застройке. Российского государства там ещё нет. Фактическую власть на местах осуществляют банды местных жителей, которые выживают, как могут. Но и для них такое существование, даже под угрозой обстрелов, предпочтительнее, чем эвакуация куда-нибудь в Николаев или Днепр.

* внесён в РФ в список экстремистов в террористов

Читайте также: Тревоги по 20 часов и издевательства над мобилизованными в "учебках". Что происходит в Чернигове