Лица Победы Каховского округа

Сегодня мы поделимся воспоминаниями бывшей узницы о ужасах, пережитых в фашистском концлагере.

Историю своей землячки нам прислал Роман из Малокаховки.

Клюева Лидия Ивановна (1926-2007) пережила тяжелые времена во время Великой Отечественной войны. На момент ее начала Лидия Ивановна проживала в селе Маячка. Когда немцы захватили село, через несколько дней местных жителей собрали в сельской больнице, якобы для проверки состояния здоровья. Молодежь поместили в отдельную комнату, где их тщательно обследовали: заглядывали в рот, осматривали и даже раздевали, что-то записывая. После этого людей отпустили домой, но на следующее утро каждому принесли повестки. Лидия Ивановна не хотела уезжать и долго пряталась, однако в 1942 году, во время последнего призыва, ее всё же забрали. В это время оккупанты вывозили людей в Германию, а Лидию Ивановну вместе с братом отправили во Францию.

Далее их путь лежал через Каховскую баржу, Херсон и грузовые вагоны, окна которых были заколочены колючей проволокой, а двери закрыты. Вокруг не прекращались бои, их перевозили с места на место в течение полутора месяцев, не давая воды. К счастью, началась зима, и выпал снег, который они с трудом добывали. Они снимали пояса, завязывали их, опускали в щель под поезд и вытягивали снег, который облизывали. Иногда, перебрасывая котелок через окно между проволокой, они собирали снег и делили его, чтобы хоть как-то утолить жажду. Немцы унижали их не только отсутствием воды: поезд останавливался посреди поля, и им разрешали сходить в туалет всего раз в неделю, при этом охраняли немецкие солдаты. Люди страдали от расстройств желудка, так как питались сухими пайками, которые взяли с собой, и не получали воды. Это было очень тяжело, но все находившиеся в этом бедственном положении поддерживали друг друга и оказывали помощь.

Когда приехали во Францию, удивительным образом все оказались живы. Здесь их выкупали, продезинфицировали и одели в специальные костюмы и деревянную обувь. Лидия Ивановна и ещё 49 девушек, среди которых были и из Чернянки Каховского района, были направлены на завод по производству вагонеток для шахт в столице Лотарингии, Махербеймец, неподалёку от Парижа. Эти 16-летние девочки вынуждены были выполнять тяжёлую мужскую работу. Их обучали сверлить, пилить, вытягивать колеса и подтягивать резцы. Весной и осенью их отводили от станков и отправляли на поля, где они сеяли, садили и собирали овощи. Их использовали в качестве бесплатной рабочей силы для разгрузки овощей и консервов, а также для копки окопов. Питание было скудным: им варили суп из бруквы и крупы, а чай давали без сахара, из ячменя. Девушек заставляли подчиняться брехливой германской пропаганде про "немецкий рай". Им одевали красивую одежду и заставляли улыбаться и позировать перед камерой для рекламы.

Местные француженки очень сочувствовали им и делились своей поношенной одеждой. Они называли свою надсмотрщицу "фюрершой", а та в ответ называла их "русиш швайне". Их именовали только по номерам, а на куртках были нашиты бирки со словом "ОСТ". Без этих бирок они не имели права выйти за ворота лагеря. Так они страдали до весны 1945 года.

Перед 9 мая 1945 года немцы покинули лагерь, а американцы вывезли их в другой лагерь, где кормили хорошо. Там давали муку для выпечки хлеба и варили лапшу. Все были счастливы, получая пшенку, картошку, ячменную крупу, варили густой наваристый суп. Кроме того, американцы угощали их пол-литра красного вина — кто хотел, тот пил. Француженки прятали в карманы еду для них. Так они прожили почти месяц.

Однако затем начались страдания во время переезда на Родину. Вновь грузовые вагоны, грязь, голод и оскорбления. Денег не было, поэтому они ехали зайцем и не спрашивали, куда направляется поезд. Вместо Украинской ССР они прибыли в Москву, а затем снова повернули на Украинскую ССР и продолжали путь в тех же товарных вагонах. Разница заключалась в том, что двери для них были открыты. На остановках солдаты и некоторые прохожие оскорбляли их, выкрикивая нецензурные слова. Бывали случаи, когда милиция забирала их на вокзалах и отправляла в поля собирать урожай.

Они сильно мучились: ехали на ступеньках, сидели сверху на вагонах, а по дороге злодеи с помощью специальных крючков стягивали с поездов их чемоданы. Голодные и грязные, они бродили по селам в поисках пропитания. Полгода они добирались домой.

После войны она познакомилась с Сергеем Федоровичем Клюевым, вышла за него замуж и переехала жить в Малокаховку. Всю жизнь работала в колхозе "Соревнователь", а затем — в виноградном совхозе имени Буденова, директором которого был Иван Дмитрович Галушка. Она была стахановкой и пятидесятницей. Ее фотография и лента пятидесятницы находятся в Народном музее села Малокаховка.

Узнав, что такое горе, в мирное время она работала добросовестно. Она старалась для блага своей Родины, чтобы она была сильной и непобедимой, чтобы наши дети, внуки и правнуки никогда не узнали, что такое рабство и война, — говорила Лидия Ивановна.

Если у вас есть истории о ваших героях, делитесь ими с нами! Вы можете направить информацию о вашем родственнике через наш бот: @kakhovka_feedback_bot.

#ЛицаПобеды

Сайт Администрации Каховского МО

@Kakhovka_MO

VK

ОК